Новости
История храма
Святыни храма
Духовенство
Расписание богослужений
Жизнь прихода
Воскресная школа
Миссионерская деятельность
Творческая мастерская "Земстии"
Издательство
Фотогалерея
Видео
Аудио
Поэзия
Контакты
Полезные ссылки
   
Главная / Иконописная мастерская / Освящение икон
Освящение иконы свт. Иоанна Златоустого
В рамках подготовки к торжеству 315 - летия основания храма прошло знаменательное событие - освящение образов трех святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Василия Великого. Иконы были благоговейно и бережно написаны в иконописной мастерской Христорождественского храма деревни Осташково. Эти иконы стали поистине главным украшением центрального алтаря храма.


ИОАНН ЗЛАТОУСТ (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей, в одном ряду со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника, по имени Секунд. Отец вскоре после рождения наследника умирает. Все заботы о содержании, воспитании и образовании Иоанна легли на его мать — Анфусу. Овдовев в весьма юном возрасте (ей было около двадцати лет), она не стала повторно выходить замуж и посвятила все свои силы воспитанию сына. Иоанн с детства, по примеру матери, с интересом и вдумчиво изучал Священное Писание. Повзрослев и впитав в себя истоки веры, продолжил обучение  у лучших философов и риторов (языческий ритор Либаний считал его лучшим учеником). в 367 году cвятитель Мелетий Антиохийский окрестил его. Через три года Иоанн был поставлен чтецом. После того, как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

После кончины матери, Иоанн принимает иночество. Его хотели возвести в сан епископа, увидев в нем  достойного кандидата, но он уклонился от архиерейского сана. В этот же период времени им написаны «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн подвизался в пустыне, написав труды «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года соблюдал полное безмолвие, затворившись в удаленной от людей пещере.

Чтобы восстановить пошатнувшиеся здоровье, Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский рукоположил его в сан диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году Иоанна рукополагают в пресвитера. После чего на него возлагают обязанность проповедовать Слово Божие. Иоанн проявил себя блестящим проповедником, и получил от прихожан прозвище Χρυσόστομος («Златоуст»). На протяжении двеннадцати лет он дважды в неделю, а иногда и ежедневно, проповедовал в храме. За это время им написаны толкования на ряд книг Священного Писания, множество бесед на отдельные библейские тексты, поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

В 397 году, после кончины константинопольского архиепископа Нектария (управлял Константинопольской церковью с 381 по 397 г., был приемником Григория Назианзина), Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве Патриарха. Свое служение в новом сане он начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Им был составлен чин Литургии, введено антифонное пение за всенощным бдением, написано несколько молитв чина Елеосвящения.

Но годы его архипастырского служения не были спокойны. Иоанн Златоуст оказался втянутым в конфликт с императорским двором — в частности, с женой императора. Это произошло когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395—408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, Иоанн стал на их защиту, но императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Обида затаилась и любой повод, мог стать поводом к разбирательству.  Её неприязнь к нему усилилась, когда ей донесли, будто он в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью у императрицы умер единственный ребёнок, в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия, просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать Иоанна.

Столкнувшись с перспективой изгнания, Иоанн обратился за помощью к Римскому Папе Иннокентию I, а также к архиепископу Медиолана св. Венерию и епископу Аквилеи св. Хромацию. Иннокентий I отправил в Константинополь делегацию под руководством св. Гауденция Брешийского, который ранее в Антиохии встречался с Иоанном и был с ним в дружеских отношениях. Однако в Греции делегацию сперва арестовали, затем хотели подкупить и в конце концов депортировали. Несмотря на их неудачу, Иоанн написал Гауденцию благодарственное письмо.

После изгнания, Иоанн отправился в Армению, но не оставлял без внимания своих духовных чад. Он старался укрепить их  своими письмами (сохранилось  около 245 штук), его переписка велась и с епископами Азии, Африки, Европы и со своими друзьями в Константинополе. Он старался утешить страждущих, наставить и поддержать усомнившихся и опечаленных разлукой. Зимой 406 года Иоанн был болезнью прикован к постели. Но это не помешало властям требовать  его переведения в глухой Пифиунт (г. Пицунда, Абхазия). Истощённый болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход, подвергаясь издевательствам и жестокому обращению стражей. В Команах силы его иссякли. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, который произнес: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Причастившись Святых Таин, он, со словами «Слава Богу за всё!», скончался 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребён в Команах Понтийских, на территории Понта (это территория Турции, вблизи города Гуменек). В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего во гробе нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». В 1204 году после разграбления столицы Византии (Константинополя) крестоносцами мощи попали в Рим (Ватикан), а 26 ноября 2004 года, по решению Папы Римского Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).

В Православии, ввиду того, что день его кончины приходится на праздник Воздвижения Креста Господня, его память перенесена на 26 ноября.  Православная церковь также совершает его память  9 февраля (в день перенесения мощей) и в Соборе трёх святителей – 12 февраля.
hram-ostashkovo